Столярное дело вошло в мою жизнь примерно в 2004 году и с тех пор эту самую жизнь сильно обогатило, упростило и удешевило. Мебель, созданная своими руками обладает целым рядом преимуществ:

  • Она индивидуальна - ее дизайн ограничен только твоей фантазией и физикой, а не ассортиментом магазина.
  • Она функциональна - мебель идеально вписывается в то место, для которого предназначена, содержит только те элементы и такого размера, которые необходимы.
  • Она качественна и экологична - ты сам выбираешь материал для своей мебели и покрытие.
  • Она экономична - себестоимость такой мебели в несколько раз ниже сопоставимых магазинных изделий.
  • Она уникальна - эти изделия ты не найдешь ни в одном магазине и, скорее всего, многие из них никто не сделает даже на заказ.

... а еще, скажу по секрету, очень многое делать очень и очень не сложно и только предрассудки мешают многим из нас сделать то, что хочется своими руками...

 

Появлению нового увлечения я на все 100% обязан ремонту квартиры и связанной с ним необходимостью в приобретении всевозможных инструментов (естественно недорогих и естественно китайских).

Из всех инструментов электрическая дрель, пожалуй, лидирует по значимости в ремонте. Поэтому необходимость ее приобретения стала очевидной практически сразу и привела меня в магазин электроинструментов, где я с удивлением открыл для себя инструменты новой на тот момент китайской фирмы Sturm!. Инструменты эти выглядели совсем как настоящие, а стоили как игрушечные. Да еще, со слов продавца, производились в Китае по лицензии Германии! Ух ты!

Приобретенные дрель и болгарка были немедленно опробованы в работе. Все, что нужно - крутится. И крутится как надо. Инструмент оставил крайне приятные впечатления (к слову говоря, работает он практически в полном составе и по сей день), а магазин приобрел своего постоянного клиента. Потому, что на его полках было так много интересных и незнакомых "игрушек".

Вот там-то я и увидел крайне интересный и непонятный инструмент под названием "ручной фрезер". Принцип его работы обещал большие возможности в деревообработке. А когда я скачал и прочитал серию книг The Art Of Woodworking и открыл для себя интереснейшую библиотеку сайта woodtools.nov.ru - это была "информационная бомба" породившая жгучее желание пробовать, делать, творить.

Также я очень благодарен форуму Мастеровой за ценную и уникальную информацию, помогавшую мне в моем увлечении.

Здесь я постараюсь показать большинство моих работ от самых первых и простых до самых современных и интересных. Иногда это возможно только по немногочисленным сохранившимся фотографиям.

Сразу скажу, что в силу специфики своего мышления никаких чертежей я обычно не рисую, предпочитая держать весь проект в голове, а необходимые вычисления проводя на подходящем куске дерева в мастерской (хотя иногда я и делаю предварительную прикидку эскиза для проверки общей геометрии проекта). Исключение составляют некоторые действительно сложные проекты, когда необходим точный предварительный расчет.

Практически всю свою мебель я делаю из сосны. Точнее из сосновых мебельных щитов разных размеров, которые можно приобрести в нескольких строительных магазинах нашего города. Бук, а тем более дуб, в нашем городе отсутствуют, а "на заказ"... цены такие, что мне кажется эти деревья добывают там же, где по соседству пасутся животные - поставщики слоновой кости. Про остальные породы дерева - молчу. Я их только на картинках видел в журнале WoodTools. Ну а еще в проектах детской мебели я использовал доски из лиственницы ввиду бОльшей твердости.

 

 

Начало

Первым моим столярным проектом стал компьютерный стол с двумя тумбочками. Тумбочки было решено сделать открытыми. А поскольку глубина их достаточно велика и доставать вещи может быть неудобно, было решено сделать полки "выкатными". Эдакие ящики без стенок.

Распил и обработка щитов проводились прямо в жилой квартире на полу с последующим выметанием многочисленных опилок. Окраска кистью бесцветным тиккуриловским лаком.

Практически одновременно я замахнулся на создание раскладывающегося дивана. Спальные места - рама из деревянного бруса, покрытая листом ДВП. На раму закреплялся матрас с независимыми пружинными блоками. Вся эта конструкция обтягивалась мебельной тканью и закреплялась степлером. Подлокотники - деревянная рама обтянутая поролоном и мебельной тканью. Все остальное - деревянный брус, различные колесики и детали из магазина мебельной фурнитуры.

Результатом стал практически полноценный диван, честно и удобно исполнявший свою "спальную" функцию. Передняя часть выкатывалась на колесиках, а задняя часть, в сложенном состоянии образующая спинку, поворачивалась в горизонтальное положение, образуя с передней частью практически единое ровное ложе.

В силу переезда диван так и не был доведен до конца. Однако я получил неоценимый опыт, с успехом использованный в последующих работах.

 

 

Кухонный гарнитур

 

Ломаю всю старую хлипкую конструкцию, собираю утепленный зимний холодильник: двойные стенки из фанеры, внутри минеральная вата. На него ляжет сам подоконник.

На строительном рынке приобретаю сосновый подоконник внушительных размеров. Делаю его из прямоугольного полукруглым. Это позволит с одной стороны получить гораздо больше места, а с другой - визуально такой подоконник занимает гораздо меньше места. Да и с эстетической точки смотрится он очень привлекательно.

А теперь, глядя на тандем "зимний холодильник - подоконник", в голове зарождается новая мысль: раскладной (подъемный) стол, который вместе с подоконником будет составлять единую рабочую поверхность. Ну а в сложенном состоянии не будет занимать места.

Криволинейная форма подоконника делает конструкцию весьма нетривиальной. Нужно точно рассчитать точки крепления петель, а также механизм фиксации (чтобы поднятый стол сам фиксировался в таком состоянии, а складывался простым нажатием на "кнопки"). Вычерчиваю схему механизма на миллиметровой бумаге, черчу траекторию движения стола, расчитываю точки подвеса и благодарю СССР за то, что в моем детстве были такие "ненужные" предметы, как геометрия, тригонометрия и начертательная геометрия.

Ну вот и все. Подоконник установлен, стол поднимается и фиксируется. Очень красиво получилось! Можно покрывать лаком.

Очень аккуратно наношу на подоконник тонирующий лак. Очень удобно, не нужно морилкой предварительно покрывать. Лак сам дает необходимый оттенок. А вот наносить лак я могу только кистью. Такой роскоши как краскопульт и компрессор у меня нет. И особенность нанесения тонирующего лака состоит в том, что наносить его необходимо за один проход (установлено опытным путем). То есть как можно меньше повторно проводить кистью по уже покрытым участкам. Дело в том, что нанесенный лак очень быстро подсыхает и повторное движение (даже через несколько минут) по уже окрашенному участку приводит к появлению некрасивых полос от кисти. Поэтому все нужно делать максимально быстро, точными движениями, стремясь, чтобы лак, пока он находится в жидком состоянии, равномерно растекся и скрыл следы кисти. Тогда получается красивое и равномерное покрытие.

Вот и все! У меня получилось! Практически идеальный подоконник. Пару часов на высыхание... А пока можно пойти отдохнуть от бесконечного ремонта...

Оборачиваюсь на непонятный стук... На свежепокрашенном подоконнике стоит наша кошка и с какой-то затаенной радостью смотрит прямо на меня. Ну да, когда еще такой идеальный вариант нагадить выпадет. Это Вам не в тапки ссать.

Время замедляется... с низкого старта я лечу из комнаты в сторону кухни. Навстречу мне стартует наша кошка. "Два одиночества" встречаются где-то посередине. Причем чувствую, что удовлетворение кошки от "проделанной работы" гораздо выше, нежели огорчение от полученной оплеухи... А на идеально гладком подоконнике красуется цепочка кошачьих лапок. Ее "вклад" в ремонт...

Лак уже немного подсох. Как и ожидалось, попытки закрасить следы приводят к еще более плачевным результатам. В ход идет растворитель. С матерными словами в течение последующего получаса пытаюсь минимизировать ущерб. Итоговый результат уже не напоминает ту идеальную поверхность, какой она была изначально, но последствия минимизированы.

Переезд в новую квартиру в 2004 году поставил перед нами классический вопрос: "Что делать?".

Детальное изучение кухни не впечатляет: развернуться на площади 6 кв.м. непросто. Нужно как-то разместить кухонный гарнитур, стол, стулья и холодильник. По предварительным подсчетам, передвигаться по кухне после всего этого можно будет только боком и только по одному. Причем холодильник куда ни поставь, выглядит как седло на корове. То есть неуместно.

Включается дизайнерско-конструкторская мысль: если холодильник мешается, значит его нужно куда-то убрать. Сказано-сделано. В гипсолитовой стене делается ниша, куда замечательно встает холодильник, а над холодильником гармонично вписываются антресоли весьма приличной вместимости.

Следующая проблема - стол. Ну не нравятся мне большие предметы посреди маленького помещения. Идеальным вариантом был бы стол, который появлялся бы когда он нужен и отсутствовал в другое время. То есть складной. Или раскладной...

Взгляд "цепляется" за подоконник, под которым размещен "зимний холодильник", т.е. небольшой ящик с дверками и дырой на улицу. С этим тоже что-то делать надо... Эх, хочется большой подоконник! Так, так, мысль опять заработала! А почему нет? Будет у нас большой подоконник! И непростой.

А теперь пора подумать и о кухонном гарнитуре. Посещение магазинов приводит в трепет мою нежную душу. Кухня из ламинированных опилок (ДСП) - дорого. Мебель из клееной бумаги (МДФ) - очень дорого. То же самое с "натуральными деревянными фасадами" - немыслимо дорого! Господа, я что-то не понимаю в ценообразовании? 150 тысяч "деревянных" рублей за "недеревянную" мебель? Да моя "жаба" умрет от инфаркта даже не начав меня душить!

По всей видимости самые гениальные идеи рождаются от безысходности. Не знаю что на меня тогда нашло, какое озарение, но я решил делать кухонный гарнитур сам. "Стационарный" и очень индивидуальный.

Вся конструкция придумывалась по ходу дела, дорабатываясь в процессе. Аналогичных сооружений я не знал и не знаю (да и не интересовался). Каркас конструкции был выполнен из профиля для гипсокартона, внутрь которого идеально вставились брусы 50х50 мм. для усиления. Рабочую поверхность сделал из листов 15-ти миллиметровой фанеры на которую жидкими гвоздями была приклеена кафельная плитка размером 10х10 см. Швы замазал соответствующей затиркой, которую пропитал специальной водоотталкивающей пропиткой.

Для мусорного ведра сделал выезжающую тележку на колесиках (удерживается обычной направляющей для ящиков) под мойкой. Там все-равно толком ничего не разместишь. Получилось очень удобно.

Полки, выдвижные ящики, дверки - отдельная история. В моем распоряжении была практически полноценная "столярная мастерская" - неотремонтированный зал нашей квартиры с отбитой штукатуркой, в котором можно было пылить без ограничений. Правда первое время звук фрезера немного пугал чересчур восприимчивых соседей. Хотя... по сравнению со звуком перформатора - это просто нежная флейта рядом с трубой.

Разумеется, все это далеко не "произведения искусства". Это мой первый опыт. Тем не менее, эта мебель верой и правдой служит мне уже десяток лет и переделывать ее пока желания не возникает.

За неимением компрессора и краскопульта красил кистью тиккуриловским тонирующим лаком.

Ну а все, что должно быть встроено (мойка, варочная поверхность и духовка) ставится элементарно. Нужно только с размерами не ошибиться.

Вся эта конструкция обошлась мне в сущие копейки. Самой "затратной" статьей стали 4 кв.м. кафельной плитки. Где-то в районе 2 - 2.5 тыс.руб. Ну и мебельные щиты. На тот момент что-то в районе 800 руб. за щит 0,6 х 2,5 м.

Десятилетняя эксплуатация проблем не выявила (на момент создания были некоторые опасения). Воды не боится. Горячее можно ставить куда хочешь. Резать можно что угодно. Ходить по столешнице можно (проверено неоднократно). Летом поверхность плитки приятно-прохладная, зимой - теплая. "Живая" какая-то (может быть, конечно, это от плитки зависит). Умеренных ударов не боится. Что-то очень тяжелое не роняли, а легкие предметы (ножи, кастрюли, стаканы) - не проблема. С другой стороны удар, который расколет приклееную кафельную плитку, гарантировано оставит гораздо более тяжелые последствия на столешнице из ДСП или МДФ. А вот ремонт будет несопоставим. В данном случае достаточно будет отбить одну расколовшуюся плитку и заменить, а вот столешницу придется менять всю.

 

 

Табуреты

Следом за созданием "того, на чем едят", потребовалось, как говорится в одном известном мультфильме, "то, на чем сидят". Стулья были отвергнуты сразу по многим причинам, а вот табурет показался мне идеальным вариантом. В строительных магазинах продавались прекрасные круглые сосновые заготовки диаметром порядка 30 см., которые идеально подходили для моей цели. Оставалось только придумать ножки.

Поскольку основными моими требованиями к табурету были прочность и устойчивость (т.е. безопасность), идеи всяких "отдельно стоящих" ножек были не очень функциональны. Все же сосна слишком мягкий материал и приемлемую прочность между ножками и сиденьем можно обеспечить только за счет большой поверхности контакта. А это потребует создания царги (т.е. рамы, соединяющей ножки табурета). А правило рычага никто не отменял. Ножки, закрепленные только одной стороной в царге скорее всего будут непрочными и со временем расшатаются. Тогда потребуется добавлять дополнительные планки между ножками внизу - проножки

По тем же самым причинам был исключен трехногий табурет. Только четыре ножки. Квадрат устойчивее треугольника.

Таким образом идеальным вариантом стала бы такая конструкция табурета, при которой основание само по себе являлось бы устойчивой и крепкой конструкцией, на которую уже крепилось бы сиденье

В качестве материала для основания была выбрана 20-ти миллиметровая фанера - материал очень крепкий, а конструктивно был применен принцип конструктора - детали вставляются одна в одну, вместе образуя "перекрестье". Будучи склеенной воедино с сиденьем данная конструкция будет очень и очень крепкой.

Данные табуреты верой и правдой прослужили мне почти десяток лет, а также стали праобразом табуретов, изготовленных мною всем родственникам, а также по заказу.

 

 

Комплект мебели для "детской комнаты"

"Детская комната" - это условное название одной из комнат в нашей квартире. На самом деле долгое время там проживала моя мама (наша бабушка), а после ее переезда в свою квартиру комната стала моей вместе с рабочим местом для моделизма.

Итак, в комнату требовалась вся мебель: шкафы, полки, кровать, стол, тумба для телевизора. И первым делом необходимо было разместить многочисленные книги. А их, даже после безжалостной "чистки", проведенной родителями, все-равно оставались сотни.

Мой первый книжный шкаф, не мудрствуя лукаво, был сделан в виде классического параллепипеда без изысков. Вот именно в процессе его изготовления я прочувствовал одно из преимуществ самоизготовленной мебели - функциональность. Я помню, как в далеких 80-х в нашей "хрущевке" появилась купленная в комиссионном магазине "стенка". Как мы раскладывали книги по полкам. Как книги по искусству большого формата не помещались и их приходилось класть боком. А "стандартные" книги были слишком маленькими. Оставалось много места и на них приходилось класть "второй этаж" книг боком. А маленькие книги размещались в два ряда...

Всего этого у меня сейчас нет. Перед изготовлением шкафа все книги были померяны и размеры полок были сделаны разными, с учетом размера размещаемых книг и небольшого свободного пространства над ними в пару сантиметров.

Далее был изготовлен письменно-компьютерный стол. На этот раз я решил замахнуться на что-то более оригинальное. Левым краем стол опирается на тумбу, сочетающую в себе выдвижной ящик, ящик с дверцей и отсек для системного блока компьютера. Правый край стола держится на оригинальных хромированных трубах, перемежаемых подстольными полками. А над столом возвышается система открытых книжных полок. Причем для создания эффекта легкости и "воздушности", передняя-боковая часть полок сделана также открытой. Полки опираются на хромированные трубы небольшого диаметра.

Сам стол очень большой (180 х 80 см.) и удобный. С некоторых пор на нем размещаются все мои многочисленные модельные причиндалы.

Ну и наконец, пристенные книжные полки и тумба для телевизора.

Создавалось все это "комплектом" с учетом уже изготовленного стола. То есть изначально полки как бы "обтекали" пространство для телевизора. А с левой стороны полки формируют декоративный выступ, создающий "переход" к столу. И оформление полок аналогично полкам над столом (открытый край, опирающийся на хромированные трубы) создает ощущение единого мебельного ансамбля во всю стену. При это не возникает ощущения громоздкости и потери пространства. Наоборот, вся мебель открытая и "воздушная". И точно так же, как и с книжным шкафом, размер полок сделан точно под книги.

С некоторых пор телевизор вместе с тумбой был убран из комнаты, а его место заняло пианино. Ну а на освободившееся место я встроил дополнительный комплект полок

Следующий элемент детской - кровать. Вернее диван. Решил делать его безо всяких складных-раскладных элементов. Просто предельно функциональный диван для сна и отдыха. А в дневное время удобную спинку должны были образовать декоративные подушки.

Руководствуясь опытом создания первого дивана, основание на декоративных ножках собрал из бруса и покрыл листом ДВП. Далее были смонтированы боковые части, спинка и передняя кромка (из мебельных щитов, покрытых поролоном и обтянутых мебельной тканью). В получившуюся "коробку" был уложен матрас с независимыми пружинными блоками в чехле, сшитом из той же мебельной ткани. Оставалось только сделать подлокотники. А вот подлокотники - это отдельный разговор.

Дело в том, что мне очень хотелось сделать их изогнутыми. Изучение технологии гнутья деревянных деталей не воодушевляло - необходимо оборудование для обработки горячим паром. Выточить подлокотник из цельного куска дерева тоже не представлялось возможным - такого толстого бруса в моем распоряжении не было. Но, как говорится, "голь на выдумки хитра". В такие моменты приходят самые интересные идеи. Из мебельного щита были вырезаны три заготовки, представляющие собой боковую проекцию подлокотника. Причем средняя часть сделана более тонкой для формирования в последующем паза, в который будет входить боковая часть дивана. Все три части склеены между собой и обработаны сначала ленточной шлифмашинкой, а затем фрезером. Ну и, конечно, шлифовка шкуркой с последующей покраской.

Результат мне очень понравился. Стыков отдельных деталей не видно, подлокотник смотрится очень гармонично. А технология с успехом может применяться в дальнейшем для более интересных деталей.

Декоративные подушки, которые первоначально я сделал в форме параллепипеда, представляли собой куски толстого поролона, в чехле из мебельной ткани. Но мне не понравилась их некая простота и примитивность и впоследствии все три подушки были переделаны в более классический вариант. В качестве основы были использованы недорогие магазинные подушки 70 х 70, чехол из мебельной ткани с молнией. Теперь их можно использовать и по прямому назначению.

Ну и на закуску платяной шкаф.

Тут все достаточно быстро и просто. Классический шкаф огромного объема (шириной 1 м., глубиной 0,6 м. и высотой 2,5 м.).

Лишь закончив весь комплект мебли я оценил насколько удачным и гармоничным получился результат. Комплекс отдельных решений, начиная от создания ниши под холодильник, образовавшего выступ в детской, цвета мебели и кончая размером и месторасположением ее отдельных элементов сформировал удивительно комфортное и, главное, уютное пространство. Диван замечательно встал в нише, образовавшейся между выступом и шкафом, создавая ощущение защищенности и тепла. Эдакой "норки". При этом край дивана находится на том же уровне, что и книжный шкаф. Ничто не выпирает. А с другой стороны "воздушное" пространство письменного стола и книжных полок.

Мебель для спальни

 

А вот в спальню я планировал классический двуспальный диван с боковыми тумбочками. Причем я решил не пытаться скопировать какую-то имеющуюся модель, а придумать что-то свое. При этом основным принципом для меня стал девиз "никаких острых углов"...

Сам диван - уже отработанная технология. Матрас 180 х 190 из Метро Кэш&Кэрри, основание из бруса 50 х 100, ДВП, окантовка из мебельных щитов, обитых поролоном и мебельной тканью. Изголовье кровати установил под небольшим углом, чтоб на него было удобно облокачиваться когда, например, сидишь и смотришь телевизор. Ну а изогнутое деревянное обрамление изголовья - по той же технологии, что и подлокотники дивана. Только размер у них намного больше.

Если сделать кровать без острых углов не составляет проблем, то в том, что касается тумбочек все намного сложнее. При этом мне хотелось не просто немного скруглить грани, а сделать изгиб всей плоскости. "Перетекание" боковой стенки в верхнюю часть. Проект просто стоял у меня перед глазами.

Имеющаяся технология изготовления изогнутых деревянных элементов не подходила. Нужно было придумывать что-то новое. И выход был найден. Я вырезал много-много маленьких изогнутых элементов, склеив которые между собой, получил длинную изогнутую деревянную "ленту". Осталось только склеить ее торцы с торцами боковой стенки и верхней крышки тумбочки и все это обработать шлифмашинкой и шкуркой. Получилось очень эффектное закругление внутреннего края тумбочки, а чередование деревянных брусков сформировало весьма эффектную полосатую структуру. Остальное (ящики, дверки) - вполне стандартно. В результате получились очень удобные и "травмобезопасные" тумбочки.

Весь комплект уже много лет служит нам верой и правдой. А супруга называет все мои кровати "сонными". "Жалуется", что стоит только лечь на них - обязательно уснешь. Даже если спать не хочется.

 

 

Мебель для супруги

В те далекие времена, когда мы еще только встречались с моей супругой, жила она в крохотной однокомнатной квартирке в маленьком двухэтажном домике послевоенной постройки. Площадь в 12 кв.м. не оставляла особого пространства для маневра: стандартный магазинный шкаф, занимающий почти четверть комнаты, небольшой раскладной диванчик "радость йога" (из-за каких-то выступающих бугров и деталей) и небольшой столик для компьютера - вот и весь интерьер. Причем для того, чтобы разложить диван, предварительно необходимо было закрыть дверь. Не удивительно, что я предложил значительно оптимизировать жилое пространство.

В маленьком сарайчике, рядом с домом была организована мастерская, куда я с радостью перевез все инструменты из своей квартиры. Ремонт был закончен и я уже не мог использовать красивый и нарядный зал в качестве мастерской. И этот сарайчик, площадью от силы метров 5-6, был для меня целыми хоромами.

Супруга давно и очень хотела комод, но в малогабаритной квартире его можно было поставить только на потолок. Поэтому я решил совместить приятное с полезным, то есть сделать три в одном: комод с книжными полками (куда уйдут многочисленные книги из-под стола и с подоконника) и компьютерным столиком.

Вот тут пригодился удачный опыт изготовления моего письменного стола и книжных полок. Получилась очень удачная и емкая конструкция, где удобно разместились и вещи и книги, освободив жилое пространство. Скошенный компьютерный столик позволил сэкономить место и создать ощущение большего свободного пространства. Так же, как и светлый цвет мебели. С тех самых пор моя супруга просто влюбилась в светлую мебель и теперь требует только такую.

Следующим логичным шагом стала замена дивана (если его можно так назвать). На шкаф я решил не покушаться.

А вот тут я задрал планку своего "хочу" практически до нереальных значений. Во-первых, диван должен быть раскладным и двуспальным. Во-вторых, он должен быть большим в разложенном состоянии и маленьким в сложенном. Ну а, в-третьих, я хотел использовать для него уже проверенные матрасы с независимыми пружинными блоками из Метро Кэш&Керри. Очень удобные и очень недорогие.

Началось изучение всех существующих систем трансформации дивана. К сожалению подавляющее их большинство не удовлетворяло требованию минимизации занимаемого места. Минимальное занимаемое место можно обеспечить только если обе половинки дивана будут находиться в сложенном состоянии одна под другой. Такому расположению отвечает лишь механизм "Дельфин".

Начался поиск и изучение механизма трансформации "Дельфин". Нет, сами механизмы в магазине мебельной фурнитуры были. Разные. Вот только ни один из них мне не подходил. И вся проблема была в толщине матрасов.

Суть проблемы в том, что существует максимально приемлемая высота дивана. Ведь мы не только спим на диване, в сложенном состоянии мы на нем еще и сидим. И запрыгивать на него, а затем сидеть и болтать ногами не доставая до пола - не очень удобно. Грубо говоря, высота дивана должна быть равна расстоянию от пола до колена. Чтоб сесть на него и ноги комфортно опирались на пол.

Так вот, высота выбранных мною матрасов была близка к предельно допустимому. То есть, если разместить один матрас над другим, останется всего несколько сантиметров до максимально возможной высоты. И в эти несколько сантиметров мне нужно впихнуть несущую конструкцию (решетку из деревянных брусов) и механизмы. Учитывая длину дивана, брус нужно брать достаточно толстый.

По моим расчетам выходило, что в сложенном состоянии между полом и нижней половиной дивана останется расстояние в 1 см. Такое же расстояние будет между половинками дивана. А при таких маленьких зазорах все существующие механизмы трансформации просто не работают: траектория движения нижней половинки становится такой, что она упирается в верхнюю и диван просто невозможно разложить.

Соответственно, решение проблемы возможно только в двух вариантах: либо найти несуществующий механизм, либо уменьшить высоту матрасов.

99,9% людей несомненно пошли бы по второму пути и сделали бы диван быстро... Я же, по какой-то неведомой мне случайности, оказался в числе меньшинства. Это был Вызов! Я хотел именно такую конструкцию!

Нет, я, конечно, изучил другие матрасы в разных местах. Меньшая высота возможна при условии, что в матрасе будут не пружинные блоки, а латексный наполнитель. Но вот этот вариант я не хотел. Я его не пробовал и не был уверен в "спальных качествах" таких матрасов. А опростоволоситься не хотелось.

При таком раскладе единственное решение - делать механизм самому. Но для этого нужно понимать как сложная траектория движения механизма зависит от соотношения его плеч.

Я начал изучать забытый раздел физики - кинематику и кинематические схемы. А через неделю с грустью был вынужден констатировать, что в приемлемые сроки данный вопрос научным способом не одолею.

Тогда я решил попытаться понять принципы работы механизма с помощью натурной модели. Была сконструирована небольшая деревянная модель, с которой я "игрался" и так и эдак, пытаясь понять зависимость траектории от расположения осей механизма и длины плеч. Постепенно начала вырисовываться картина что нужно подбирать.

Далее пришел черед чертежей. На листах миллиметровки формата А3 с помощью линейки, циркуля и карандаша я рисовал траектории движения всех составляющих механизма, удлиняя и укорачивая его элементы. Это был тупой перебор вариантов. И из раза в раз схема показывала, что нижняя половинка дивана не проходит, цепляет верхнюю.

На втором десятке чертежей начало подкрадываться отчаяние и искушение применить другой механизм трансформации. Например "еврокнижку". Ну пусть будет занимать на 20 см. больше места. Но тупое упрямство заставляло искать и искать, пробовать, чертить...

В тот момент, когда решение было найдено... наверное так себя чувствуют ученые-физики, когда эксперимент после 1001 неудачи, наконец, увенчивается успехом. Сил радоваться уже не оставалось.

На стройбазе были куплены металлические полосы из которых с помощью болгарки и дрели изготовлены элементы конструкции в соответствии с чертежами. Все это было скреплено клепками с шайбами и покрашено. А дальше необходимо делать диван. Потому, что только так я смогу понять получилось или нет. Потому, что расстояния минимальные, все проходит тютелька в тютельку. А неизбежные отклонения даже на миллиметры могут изменить траекторию движения... и аллес.

С содроганием начинаю сборку дивана, пытаясь излучать уверенность в собственных силах. Негоже перед девушкой показывать свою неуверенность... Все собрано! Выкатываем, тянем "за веревочку"... Работает! Чувствую себя выжатым лимончиком. Но я все-таки сделал это!

Теперь остается только "оформить" диван, то есть установить все оставшиеся "декоративные" элементы: скрыть механизм трансформации и нижнюю часть, установить спинку, сделать подушки. Подлокотники, которые скрыли механизм трансформации, получились широкими и очень удобными.

Без натяжек могу сказать, что это оказалась одна из самых сложных моих столярных работ.

После переезда супруги в мою квартиру, диван поменял прописку. Теперь он стоит в квартире моей мамы и с успехом исполняет свою спальную функцию. Вот только пришлось удалить первоначальное покрытие, придать ему необходимое цветовое решение и покрыть полиуретановым лаком.

Мебель для студии

Теперь можно было осуществить свою давнюю мечту - сделать мебель для студии где все было бы удобно и все было под рукой. Дело в том, что уже лет 8 на тот момент я использовал очень хорошую итальянскую стойку для студии, но количество всякого музыкального и компьютерного оборудования стало уже таким, что не помещалось на ней. Приходилось докупать и доставлять какие-то дополнительные стойки для инструментов и микшера и в комнате образовался маленький хаос: торчащие во все стороны металлические конструкции и висящие провода. А во время работы приходилось постоянно вставать и бегать, чтобы что-то переключить.

В данном случае для меня основным критерием должна была стать эргономичность (говоря по-русски, удобство использования). Чтобы сидя на одном месте я мог дотянуться до любого оборудования и все оно находилось на оптимальной высоте и в оптимальном месте. Компьютерный монитор - на уровне глаз. Музыкальная клавиатура - на комфортном для игры уровне живота. Студийные мониторы (т.е. звуковые колонки) - на уровне ушей, разнесенные треугольником для оптимального стереовосприятия. Компьютер с USB портом - под рукой, чтобы не лезть под стол для подключения флэшки или установки DVD-диска. Рэковые музыкальные инструменты и микшерный пульт - там, где будет удобно достать до всех кнопок и ползунков.

Началась кропотливая работа с миллиметровкой, карандашом и рулеткой. Все оборудование было измеряно. Были тщательно вымеряны физиологически удобные для меня длины и высоты, т.е. высота сиденья, высота поверхности стола, клавиатуры, монитора, колонок, глубина постановки ног, радиус разворота сиденья, радиус действия рук и т.д. На основе этих данных я начал делать на миллиметровке компоновку в трехмерном пространстве условных "кубиков" оборудования. Перемещал их и так и эдак, пытаясь найти наиболее удобное расположение и с учетом этого спроектировать эффектный и эффективный дизайн мебели. А ведь еще нужны всякие ящики и полочки под всякую мелочь.

После долгих прикидок, идеальный вариант компоновки был найден, однако ее не удавалось обеспечить чисто деревянной мебелью. Тогда было принято революционное решение: мебель для студии будет результатом интеграции дерева и металла. То есть несущий каркас будет выполнен из металла, а все рабочие поверхности - из дерева.

Была разработана схема каркаса студии, на ближайшем строительном рынке закуплены квадратные и прямоугольные стальные трубы с которыми я поехал в гости к знакомому, имеющему собственный сварочный аппарат. Там все это богатство было разрезано и сварено, образовав необходимые мне элементы конструкции. Дальнейшая сборка будет осуществляться с помощью болтовых соединений.

А вот площадь поверхности стола студии получалась очень большой (2,4 м. х 1,2 м.) и единственный материал, который можно было для этого использовать оказалась фанера. Причем в природе существовали листы как раз нужного мне размера (2,44 х 1,22 м.), вот только в нашем городе такой фанеры ни в одном магазине, ни на одной строительной базе не было. Зато они нашлись в городе-спутнике. Всего-то 60 км.

Два необходимых мне листа 20-ти миллиметровой фанеры оказались очень тяжелыми. Багажник на крыше автомобиля жалобно попискивал, но я медленно двигался в сторону "своего" сарайчика изображая черепашку. Там листы были с трудом сгружены и из них по чертежам вырезаны и обработаны все необходимые поверхности.

Ну а далее уже дома я все это богатство покрасил, собрал и установил. А в свободных боковых проемах конструкции сделал выкатные тумбы с ящиками, куда ушло огромное множество всяких мелких предметов: компакт-дисков, проводов, бумаг и т.п. Дополнительно сделал светодиодную подсветку всех основных поверхностей.

Студия уже не один год радует меня своим удобством и функциональностью. Ну и какой-то футуристической элегантностью. Поскольку очень удачно вписалась в наш "черно-белый" зал.

 

 

Раскладной стол с комплектом табуретов

Супруга переехала жить ко мне, квартиру с сарайчиком продали и остро встал вопрос мастерской. Неподалеку от дома был присмотрен и куплен подходящий гараж, в котором я и начал обустраиваться. Делать так необходимые мне фрезерный и циркулярный станки, верстак и всякие необходимые приспособления.

Под впечатлением от темы на форуме Мастеровой "Профессиональная система отделки древесины полиуретановыми материалами", приобрел компрессор и хороший покрасочный пистолет, нашел в нашем городе продавцов необходимого полиуретанового лака и морилок. Начал экспериментировать с профессиональной отделкой.

Краскопульт позволил создавать такие покрытия, о которых раньше я мог только мечтать. Окраска кистью теперь выглядела убого-любительской по сравнению с этим идеально-гладким покрытием. А возможность безграничного оперирования оттенком древесины за счет использования разнообразных морилок, приводила меня в восторг.

Для любимой тещи были сделаны шкафчик на кухню и табуреты, а результат настолько впечатлил всех, что от их знакомых поступил заказ на изготовление кухонного стола и комплекта из 4-х табуреток.

Поскольку для изготовления мебели необходимо покупать и материалы, и лак, и расходники, примерно рассчитал стоимость затрат, на которой мы и сошлись. Съездил к заказчику с образцами древесины, окрашенными разнообразными оттенками морилок. Под стоящий у них фиолетовый кухонный гарнитур идеально подошла морилка "Венге", дающая фиолетовый оттенок.

Дальше началось проектирование дизайна стола, поскольку с табуретами все было ясно - я решил не отходить от хорошо себя зарекомендовавшего решения. Прямые ножки мне делать не хотелось - не интересно. Тем более, что такой вариант не подходит к изогнутым ножкам табуретов. Поэтому на листе миллиметровой бумаги были вычерчены разные варианты и найден тот, который мне понравился.

Далее начался поиск конструктивного решения. Классический стол имеет 4 ножки, которые соединяются между собой в верхней части своеобразным коробом - царгой - на котором уже и лежит столешница. Сложность была в том, что я как всегда выбрал самый сложный вариант: если смотреть на стол сверху ножки в моем варианте должны были "расходиться в стороны" под углом 45 градусов. Такое решение позволяло дать больше пространства под столом для ног. Но одновременно это решение создавало мне, как изготовителю массу проблем, связанных с сопряжением плоскостей под 45 градусов. Причем основание стола должно быть в моем варианте разборным. До сих пор удивляюсь зачем мне это было надо, склеить было бы и быстрее и проще. Но тогда я так решил. И это решение тоже не добавляло простоты.

В конечном итоге конструкция была придумана и опробована на небольшом макете. Я закупил необходимые материалы и начал работу.

Вот в этот самый момент меня настигла "предательская пуля" в форме сообщения от заказчиков следующего содержания: "Мы тут подумали и решили, что мы хотим раскладной стол. И чтоб в разложенном состоянии он был большой, поскольку у нас собирается много гостей"...

По-хорошему вот тут бы мне и отказаться. А стол он и в Африке стол, всегда найдется куда применить. Но мне же стыдно! Обещал. Интеллигент вшивый.

Началось изучение механизмов раздвижения столов и поиск подходящих вариантов в магазинах города. А затем в течение почти трех месяцев я доблестно преодолевал возникающие проблемы на пути создания стола. А проблемы подстерегали буквально на каждом шагу. Так, например, разрезанная пополам столешница захотела принять несколько изогнутую форму (клееный щит - вообще очень капризная конструкция, чувствительная к любым колебаниям влажности и температуры). Пришлось фрезеровать в нижней части элементов столешницы пазы для укрепления металлическим уголком.

Каждый вечер после работы до самого темна я проводил в гараже. Так же, как и все выходные. В конце концов, вложив в это изделие море труда, времени, сил и нервов, затратив гораздо больше средств, чем изначально планировалось, я уже был безумно рад, отделаться от него любой ценой. Даже в убыток себе. Стол висел надо мной домокловым мечом.

Наконец все закончено. Привозим стол и табуреты заказчику, собираем стол начерно (то есть не все шурупы вкручены). Все двигается, все раскладывается. Остается только закрепить все начисто. Предвкушаю, что яотделаюсь от этой кабалы. И тут... Нет, это уже не пуля, это снаряд. В голову.

Лежа под столом прикручиваю шурупами к столешнице направляющие для раздвижения. Рядом стоит пачка свежекупленных в магазине шурупов нужного размера. Дел-то: беру шуруп из коробки - вжик, беру шуруп - вжик, беру - вжик... "Ой, тут что-то вылезло" - раздается голос "с той стороны" стола. С нехорошим предчувствием вылезаю из-под стола... Прямо посередине девственной отлакированной поверхности стола торчит шуруп... В пачке оказался один большего размеры

Откручиваю половинку столешницы и еду в мастерскую где все следующие сутки пытаюсь как-то отреставрировать ее. По-хорошему нужно шлифмашинкой снимать весь лак до дерева и красить заново. Но тогда я не попаду в цвет уже окрашенных частей. Точное соотношение морилки и растворителя при первоначальной покраске я, по неопытности, не записывал. Перекрасить все? Хочется ответить крылатой фразой Анатолия Папанова из к/ф "Бриллиантовая рука": "Нет, на это я пойти не могу".

В конце концов мне удалось минимизировать ущерб и изделие было передано заказчику. А я получил огромный жизненный опыт и стойкую аллергию к изготовлению мебели на заказ. А сама работа стала в ряд самых сложных, наряду с раскладным диваном.

 

 

Раскладной журнальный столик

Немного отойдя от стресса, связанного с раздвижным столом, я захотел сделать что-нибудь нужное и полезное в свою семью. Точнее это "нужное и полезное" было уже давно известно - стол. У нас не было в квартире стола за исключением закрепленного на подоконнике подъемного кухонного. И в праздники приходилось расставлять приготовленные явства на гладильной доске в зале. Ну или праздновать в кухне.

А вот места, где этот стол стоял бы в непраздничные дни у нас в квартире не было. Куда не глянь - будет мешаться.

А еще у нас в зале не хватало небольшого журнального столика... Ну Вы меня понимаете? Конечно же мне, неугомонному, захотелось скрестить ежа и ужа. Ведь это так интересно.

Снова начался мозговой штурм и штудирование интернета на предмет имеющихся решений трансформирующегося журнального столика. И, наконец, мне попался на глаза промышленный образец того, что я и хотел. Какая удача! То есть необходимая фурнитура уже существует в природе!

Дальше было делом техники - отыскать производителя фурнитуры. Им оказался Окуловский завод мебельной фурнитуры. Очень удачно совпало, что местный магазин мебельной фурнитуры работает с данным производителем и через несколько недель мне на заказ привезли коробку с нужной фурнитурой.

А вот тут сосновые мебельные щиты уже не подойдут ввиду большой мягкости данного дерева. Шурупы крепления просто вырвет после недолгого использования. Поэтому снова остается только фанера - материал очень крепкий. Один существенный минус - это полосатые торцы. Но торцы я закрыл, приклеив на них полоски букового шпона.

Получился очень красивый, удобный журнальный столик практически не занимающий места и позволяющий при необходимости разложить его в полноценный стол

А положительный опыт эксплуатации столика и глаз моей мамы, который она положила на него, заставили меня спустя два года сделать аналогичный стол (только немного шире) в подарок маме на Новый год.

 

 

Детская кроватка

Весна 2014 года, мы ждем прибавления в семействе. Если все пройдет нормально, потребуется детская кроватка. Начинаю обдумывать и изучать эту тему. А пока, чтоб не сглазить, делать ее не спешу... Не спешу до последнего момента, когда до дня Х остается буквально пара недель. Но вопрос уже давно проработан, размеры определены, ГОСТы изучены, необходимые детали и доски из лиственницы куплены.

Конечно же предварительно я объехал детские магазины и посмотрел ассортимент кроваток. Как для поиска подходящего варианта, так и для почерпания идей. Но как и ожидалось, то, что стоит в магазинах очень далеко от моих представлений об идеальной кроватке потому, что я опять ставлю для себя максимальную планку:

  • кроватка должна быть разборной.
  • ложе кроватки должно крепиться на разных уровнях, а именно на трех: самый высокий, чтоб удобно класть маленького ребенка не нагибаясь, средний - вровень с нашей кроватью, чтоб образовать единое ложе очень удобное при ночных кормлениях и самый низкий - чтобы подросший ребенок смог самостоятельно залезть в кроватку.
  • передняя стенка кроватки должна легко сниматься и одеваться, чтобы можно было легко укладывать спящего ребенка не перегибаясь через оградку.
  • часть прутьев в оградке кровати должны выниматься, образуя "дыру", через которую ребенок сможет самостоятельно залезть в свою кровать в то время, как основная решетка не даст ему упасть.
  • кроватка должна иметь механизм качания, передвигаться на колесах и иметь их блокировку.

Снова переселяюсь в мастерскую, удивляя сторожа звуками электроинструментов, раздающихся из-за моей двери в первом часу ночи, и начинаю осваивать новую для себя технику - соединения на шип. В этом изделии иначе не получится.

Съемную стенку сделал очень просто - за счет Т-образных пазов в гредушках, куда входят головки 4-х болтов на боковых сторонах стенки. Пазы выфрезерованы в форме буквы Г, стенка вставляется и опускается вниз, вставая на нужное место. Не думаю, что ребенок сможет самостоятельно ее снять. В крайнем случае всегда можно будет добавить стопоры.

Механизм качания сделал по схеме, найденной на форуме Мастеровой на основе подшипников. Кроватка качается легко и плавно.

Покрыл кроватку специальным бесцветным акриловым (водным) лаком для детских игрушек. Потому, что обязательно будет "период бобра", когда ребенок будет точить зубки о край кроватки. После мерзко воняющего полиуретанового лака, когда работать можно только в респираторе, а готовое изделие еще долгое время источает аромат растворителя, акриловый лак - просто верх блаженства. А покрытие кистью получается очень даже неплохим. За счет более медленного схватывания лак успевает выровнять следы от кисти, покрытие получается ровным и красивым. Беру на заметку на будущее.

 

 

Детский шкаф и рабочее место супруги

Долгое время супруга донимала меня жалобами на то, что ей не хватает шкафов для детских вещей и что ей хочется свой стол, на котором она разместит компьютер и сможет рисовать. Женщинам вообще, наверно, всегда не хватает ящиков, полочек, шкафчиков. По всей видимости их предками были бурундучки.

Любой женатый мужчина согласится со мной, что долго выдерживать натиск женщины, которая что-то захотела - практически невозможно. Поэтому я решил убить одним тапком две мухи. То есть сделать не просто шкаф или стол, а сделать единый комплекс: помесь комода и шкафа плюс универсальное рабочее место. Тем более, что в голове уже вырисовывались идеи

По моей задумке, нижнюю половину шкафа должны были занимать очень емкие "комодные" выдвижные ящики. Причем нижние два более глубокие - в них ребенок будет хранить свои игрушки. Верхние два - для одежды. Ну а верхнюю половину шкафа с распашными дверками займет пространство для вешалок с одеждой.

Что касается рабочего места - у меня уже было идеальное решение для размещения компьютерного монитора и колонок - "парящая" выгнутая полка над столом. Поразительно удобно. Вся поверхность стола остается свободна. К тому же непередаваемое ощущение "воздушности" конструкции за счет округлости конструкции и отсутствия всяких боковин.

Оставалось только решить, что делать с нижней частью. Там должны были разместиться выдвижные ящики и системный блок компьютера. И как я не крутил, две квадратные тумбы смотрелись очень уж "тяжеловестно".

Прозрение пришло внезапно. Я решил сделать поверхность стола также "парящей", то есть без бросающихся в глаза массивных опор. Реализовано это было следующим образом: две квадратные тумбочки на ножках над которыми на высоте в десяток сантиметров на четырех толстых хромированных трубах "висит" столешница. Как оказалось впоследствии, образовавшаяся "полка" очень удобна для оперативного хранения всяких бумаг.

Мне настолько понравилось покрытие акриловым лаком, котрый я использовал при изготовлении детской кроватки, что я решил использовать аналогичный (только уже не для детских игрушек, а для столов) для новой мебели. Немаловажную роль сыграл тот факт, что данное покрытие проще и быстрее наносится. Потому, что покрытие полиуретановым лаком - та еще песня. Долгая и вонючая. Да и ребенок в доме...

 

 

Детский столик и стульчик

Вот и подошел возраст, когда нашему ребенку потребовался свой столик и стульчик, чтобы заниматься своими делами. До поры до времени я эту необходимость игнорировал: в наличии имелся небольшой детский стульчик, правда высоковатый - ножки ребенка до пола не доставали. Но пара "полетов" с этого стула настойчиво потребовали создания чего-то менее травмоопасного.

Поиск по форумам задачу не прояснил, посему я обратился к первоисточникам, то есть к ГОСТам. Оказалось, что буквально все параметры как стульчика, так и стола подбираются с учетом роста ребенка и для этого есть соответствующие таблицы.

Опять пришло время чесать в затылке. Ребенок растет быстро и каждый год делать новые стулья и столы очень не хочется. А делать "на вырост" - нехорошо. Нужна мебель-трансформер. То есть, чтобы все параметры мебели можно было менять в соответствии с требованиями норм под рост ребенка.

А еще она должна быть очень устойчивой (то есть иметь достаточную площадь опоры) и травмобезопасной (не иметь острых углов и выступающих частей, о которые ребенок может споткнуться)

И тут возникла проблема. Если со столом все просто (нужно элементарно иметь возможность поднимать поверхность стола на нужную высоту), то со стулом не просто от слова "совсем". Сиденье не просто должно "расти" в высоту вместе с ребенком, должна меняться также его глубина. А спинка должна "расти" опережающими темпами.

Вооружившись калькулятором и листом бумаги начинаю расчеты. Никаких чертежей в данном случае не нужно, общая концепция уже оформилась в голове. А вот понять как перемещать элементы конструкции без расчетов не получится. Хотя... с расчетами тоже не очень получается. Потому, что значения в таблице нелинейные.

Изготовление начинаю так окончательно и не определившись с конструкцией. Решил, что главное начать, а там что-нибудь придумаю. Возможно.

Начинаю со стола. Тут все понятно. Соединения на шипах, аналогично кроватке. Перехожу к стульчику. Действительно, идеи приходят когда я держу в руках готовое основание. Решение есть!

Приношу домой. Крашу акриловым лаком. Испытание... Доче очень нравится ее личная мебель. А размер просто идеально подходит для нее. А по мере взросления есть возможность подстраивать мебель.

 

 

Кухонный гарнитур для мамы

Трехлетнее совместное проживание под одной крышей моей жены и моей мамы закалило их обоих и расшатало мою нежную психику. Поэтому настало время подумать о новой ипотеке. Ну а в приобретенную квартиру помимо ремонта потребовалась и вся мебель. В том числе и на кухню.

Кухонный стол был собран в уже отработанном дизайне с ножками, расходящимися под углом 45 градусов в стороны. В таком варианте стол устойчивее, а пространства для ног под ним больше. Да и технологические решения и шаблоны для его изготовления уже есть. Так что сборка прошла быстро и безболезненно.

Табурет на кухню также изготовлен по проверенной десятилетней эксплуатацией схеме.

Ну а саму кухню снова решил сделать стационарной. Только вместо кафельной плитки 10х10 см. решил использовать керамогранит. И материал крепкий, и размер большой. Так что время укладки плитки удастся значительно сократить. Да и по цене выходит очень бюджетно.

Снова те же профили для гипсокартона, брусы 50х50 мм, фанера 20 мм. на столешницу и 10 мм. на внутреннюю обшивку. Выкатывающаяся на колесиках тележка под мойкой. А вот выдвижные ящики сделаны тонкими. В них очень удобно ложки-вилки хранить. В моей предыдущей кухне глубокие ящики оказались ошибкой.

На а чуть позже были добавлены два навесных шкафа с двумя полками.

Красил все краскопультом морилкой "вишня". Решил отказаться от более традиционной коричневой гаммы и вдохнуть в кухню больше цвета, жизни, сделать ее более яркой.

 

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

БИОГРАФИЯ

МУЗЫКА

ВИДЕО

ПРЕССА

Станислав Лемешкин. Все права защищены ©